Добавить сайт Редактировать данные Получить код баннера Узнать рейтинг сайта Топ 10 сайтов за неделю

КРУГЛЫЙ СТОЛ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ
«ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА»


24 февраля 2011 г. в Государственной думе на Охотном ряду прошел круглый стол, посвященный принятию Закона об Образовании и новым образовательным стандартам.

Заседание проводили руководитель фракции «Справедливая  Россия» Николай Владимирович Левичев  и заместитель председателя комитета по образованию Виктор Евграфович Шудегов.

На круглый стол был приглашен статс-секретарь , заместитель Министра образования и науки РФ,  Игорь Михайлович Реморенко.

Открыл круглый стол н.В.Левичев, который отметил, что законопроект явно недоработан, не учитывает специфику российского образования и лоббирует интересы книгоиздателей. Появление массы  «новых»  предметов в стандарте – таких, как «Россия в мире», «Основы русской словесности», по мнению В.Левичева,  вызвано именно лоббированием: если новый  курс станет обязательным, это приведет к многомиллионным заказам соответствующих учебников!  «Почему разработку стандарта возглавляет А.М.Кондаков – директор издательства школьных учебников «Просвещение» - крупнейшее, издающего школьные учебники.

Левичев отметил, что новый стандарт, даже с поправками,  странным образом ограничивает набор  предметов, которые окажутся доступны школьнику:  «за списком» могут оказаться такие предметы, как физика, химия, биология,  математика. Левичев предложил законодательно утвердить набор необходимых предметов.

Законопроект противоречит уже принятым законам: 152-ФЗ, 83-ФЗ.

Левичев также отметил, что ЕГЭ не является адекватным тестом, так как оценивает остаточные знания, а не способность к обучению.  По заявлению Левичева, американскими коллегами  планируют отказаться от соответствующего теста.

Заместитель председателя комитета по образованию Виктор Евграфович Шудегов согласился с выступлением своего коллеги по партии и добавил, что новый стандарт невыполним, особенно сельских малокомплектных школах. Базовый, профильный и интегрированный  уровни, предусмотренные проектом стандарта,  не реально реализовать в большинстве школ, особенно в малокомплектных сельских школах (где в классе может быть 3 – 5 человек – как их при этом разбить на 3 группы?).

Шудегов отметил, что Закон не защищает ни учителя, ни школьника, ни студента, не гарантирует им прожиточный минимум, не оговаривает их социальные права.

Евгения Семеновна Абелюк – учитель лицея №1525 – инициатор письма Президенту РФ, которое подписали многие известные деятели культуры и науки (см. текст письма) обосновала свою точку зрения, фактически повторив основные тезисы предыдущих выступлений.

Вице-президент ассоциации негосударственных Вузов Агеев отметил, что попытка объединить 2 закона в один закон об Образовании неудачна, так как не регламентирует ни среднего, ни высшего образования.  Проект закона по мнению Агеева, убивает конкуренцию в сфере образования.

Яков Семенович Турбовский – председатель совета директоров школ России – отметил отсутствие защиты интересов школьников, учителей, студентов. Также отметил, что проект закона записывает ЕГЭ, в качестве метода обучения, натаскивания учеников и снижает уровень знаний, лишает способности думать.

Действительный член Российской академии образования  Владимир Андреевич Попков отметил, что проект закона составлен без серьезной проработки. Как и предыдущие выступающие, отметил отсутствие социальных гарантий для учителей, учеников и студентов. Негативную оценку Попков дал отношению Закона к начальному профессиональному образованию. Особо Попков раскритиковал проект стандарта, так как он не позволит обеспечит школьников не то, что уровнем знаний, соответствующим модернизированной экономики, но даже не вытянет на старый уровень. Для примера Попков привел  беседу Сталина с Луначарским. Сталин, будучи недовольным привлечением иностранных специалистов спросил: «Анатолий Васильевич, а где же наши советские инженеры?», на что получил ответ: «От куда? Одни школы рабочей молодежи». После этого реформа образования была проведена в течении года. Попков предрекает подобный сценарий развития событий.

 Михаил Викторович Рыжаков, действительный член Российской академии образования, раскритиковал и проект закона и проект стандарта, сравнив их с методом выращивания эксперимента: «Вбрасывается идея. Если общество не поддерживает – говорим, что было плохо, если поддержит – скажем – хорошо». Данный метод, по мнению Академика, не приемлем, когда речь идет об образовании. Проект стандарта пишется 5-ю – 7-ю людьми, не проходил ни апробации, ни опытной проверки, нет ни одного учебника под предлагаемые интегрированные курсы – и  это предлагается в качестве основополагающего документа?

Отмечалось, что введение 3-х уровневой (базовое, профильное, интегрированное) потребует пересмотра системы подготовки учителей и аттестации учеников.

 При выступлении с мест возникали вопросы относительно социального заказа: кто и как учитывал мнение родителей, учителей при разработке стандарта? Какие родителями пожелали, чтобы ОБЖ, «Россия в мире» и физкультура стала обязательной вместо литературы, биологии, математики?

Вызвал недоумение у участников Статья 67. П. 5 и 6 проекта закона, в соответствии с которыми «Образовательные организации …, для использования в образовательном процессе выбирают учебные пособия из числа, изданных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе». Отбор таких организаций осуществляет Министерство образования и науки РФ.

Таким образом, собственную презентацию в Power Point учитель не вправе использовать, так как учитель не входит в перечень тех субъектов, которым разрешено производить учебные пособия. 

В то же время, организация однажды получившая разрешения может бесконтрольно издавать. Интересно, сколько будет стоить такое разрешение?

«Адвокатом» проекта закона и стандарта выступил статс-секретарь , заместитель Министра образования и науки РФ,  Игорь Михайлович Реморенко. Реморенко признался, что является одним из авторов законопроекта. «Не все плохо» - сказал Игорь Михайлович: «Консолидированный бюджет Министерства взрос с 700 млрд. рублей до 2 трлн. рублей и каждая школа, каждый учитель на себе это почувствовали.  По нашим исследованиям абсолютное большинство родителей и детей поддерживают ЕГЭ. Стандарт при некоторых минусах очень хорош, так как позволяет дифференцировать обучение и предоставлять возможность для профильного обучения.  Ограничение в 10 предметов  - не страшно. 10 - даже много.  В законопроекте установлена норма – 36 часов в неделю – это очень много» - сказал он.  «Проблемы села я понимаю», продолжил Реморенко: «Я родился в семье сельских учителей и хорошо понимаю их проблемы».  Стандарт, как сообщил Реморенко, готовит не Министерство, а Институт стратегических исследований РАО и призвал присутствующих не волноваться  поскольку новый стандарт вступит в силу не скоро – в 2020 году и много воды к тому времени утечет. Тем не менее, поблагодарил за предложения и пообещал, что все они, так же как и другие поступившие 11 тысяч замечаний будут учтены.

Виды с круглого стола:



Открытие


Ответы И.М.Реморенко на круглом столе в Думе


Выступление Академика РАО М.Рыжакова


Выступление Академика РАО В.А.Попкова