Добавить сайт Редактировать данные Получить код баннера Узнать рейтинг сайта Топ 10 сайтов за неделю
Виртуальный детский сад

Виртуальный детский сад

Виртуальный детский сад сетевой многофункциональный комплекс, направленный на методическую, информационную, консультационную и коммуникационную помощь всем тем, кто имеет детей дошкольного возраста, кто работает в детском саду, кто руководит детскими садами.

Для родителей «Виртуальный детский сад» – сетевой проект, предполагающий, что все родители, чьи дети не имеют возможности посещать детский сад, объединены в сеть, где они получают программу игр и занятий, вплоть до рекомендаций по питанию на каждый день. Получить доступ к сети, а впоследствии проверять правильность своих действий родители могут на базе специально выделенных детских садов или методических центров, осуществляющих ежемесячный консультативный приём детей.

Для детских садов, методистов и управлений образования  «Виртуальный детский сад» – механизм для управления и организации деятельности. Этот механизм реализуется через «Конструктор сайта детского сада». Без глубокой модернизации отрасли дошкольного образования и воспитания, простым увеличением числа детских садов проблему не решишь. Наряду с расширением числа детских садов требуется существенная оптимизация работы дошкольных учреждений. Хорошо известно, что работа любой отрасли оптимизируется на основе внедрения ИКТ.

 

Пора действовать, а не только бить в набат!

Комарова Т.С., Комарова И.И.

Иван Бунин писал «Детский сад, это сад, где расцветают детские души». Наверное, надо было очень не любить детей, чтобы превратить такое чудное и радостное название в ДОУ[1]. То ли от слова «доить», толи ещё от какого-нибудь…

В течение сравнительно небольшого отрезка времени Президент России Д.А. Медведев посетил несколько дошкольных учреждений, в том числе детский сад в Ростове-на-Дону. Это обусловлено несколькими факторами, которые он озвучил. Первый фактор – беспрецедентный дефицит мест в детских садах. Второй фактор – краеугольным камнем инновационной экономики является инициатива «Наша новая школа». Эта инициатива не может быть реализована до тех пор, пока детские сады не обеспечат подготовку малышей к школе. Обеспечат не в смысле поголовья школьников, а в смысле обеспечения школы  здоровыми, способными учиться, готовыми к учебе и в умственном и в эмоционально-физиологическом плане, детишками.

Именно поэтому у отрасли образования, долгое время находившейся на задворках системы образования постсоветской России, появился шанс на развитие. Впрочем, далеко не во всех регионах и далеко не во всех региональных ведомствах образования. Как показало обследование региональных сайтов, состояние дошкольного образования отражено лишь на десяти из 79 официальных представительств администраций: Бурятия, Ставропольский край; Воронежская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Липецкая, Магаданская, Тюменская области; Еврейская АО, Если говорить о сайтах управлений, министерств, департаментов и комитетов образования, то вопросы дошкольного образования отражены на сайтах меньше половины из них.

Можно до бесконечности нападать на виноватых. У нас их всегда оказывается слишком много. Гораздо важнее искать выход, считая, что и в Министерстве, и в других ведомствах всё-таки есть люди, которые искренне хотят решить эту проблему.

По подсчетам Министерства, который озвучила в 20 июня в телепередаче канала Россия-1 «Специальный корреспондент», посвящённой дефициту мест в детских садах заместитель директора Департамента государственной политики в образовании Елена Низиенко, сегодня в стране «нуждаются в детских садах 3 миллиона детей. Чтобы обеспечить их местами необходимо три тысячи детских садов. В год возвращается детям из ранее отнятых лишь 250»[2]. Сколько строится новых – неизвестно. Цифры несколько странные, так как вроде бы получается, что в одном детском саду должно быть не менее 1000 детей, что невыполнимо.

Конечно, если всем миром собраться, то лет за десять, они будут построены… А что делать в течение этих десяти лет?

А ведь отсутствие детских садов – не единственная проблема. Кто считал, сколько воспитателей понадобиться для них и, каким требованиям они должны отвечать? Известно, что высокое качество воспитания напрямую зависит от человека осуществляющего эту деятельность, от его квалификации, уровня знаний, навыков, умений, от его творческого потенциала, от личных качеств, таких как доброта, терпение и проч. Недаром в таких благополучных странах, как Швейцария, самая высокая зарплата в стране – у воспитателей детских садов. Потому что именно в этот период развития – воспитатель для ребёнка – абсолютный авторитет!

В Международном докладе ЮНЕСКО «Образование для всех» за 2007 год особенно отмечается важность подготовки педагогов для воспитания и образования детей от рождения до школы. При этом подчёркивается, что главная функция такого педагога – взаимодействие с детьми.

У нашего Министерстве образования – другая позиция. По-видимому они считают, что воспитатели, получающие копейки, недостаточно загружены и должны не только заниматься детьми, но и сами разрабатывать программы воспитания и диагностику!

Но вернёмся к проблеме отсутствия мест в детских садах. Высказываются много предложений, в разной степени приемлемых. Как правило, предложения учитывают многое, кроме здоровья и интересов детей.

К примеру, московские власти стали доплачивать родителям  тех семей, которые не могут по причине очередей попасть в детский сад. Однако, при всём желании, без особого методического руководства специалистов, родители не смогут целенаправленно заниматься обучением и воспитанием малышей. Они будут пользоваться услугами различных частных центров (в лучшем случае), которые подчас, желая продвинуть свой центр, предоставляют неверную информацию о состоянии дошкольного образования, лучших программах и методах. Таких центров – много и они работают по различным программам и у родителя не всегда есть возможность и знания, чтобы отобрать лучшую или выстроить систему подготовки ребёнка к школе. А ведь дошкольное образование должно обеспечить необходимый уровень детей для школы, что особенно важно при реализации инициативы Президента «Наша новая школа».

Сейчас много уделяется внимания тому, что средняя школа перестала отвечать потребностям современной экономики и общества, так как и то и другое изменились. Отсюда – разработка новых стандартов среднего образования, Президентская инициатива «Наша новая школа» и т.д. А отвечает ли новым условиям дошкольное воспитание?

Совершенно определённо можно сказать, в том виде, которое оно приняло сегодня – НЕТ – НЕ ОТВЕЧАЕТ!

В силу недостаточной подготовки определённой части педагогов не достигается определённый уровень развития детей для дальнейшего обучения в школе. В условиях дефицита кадров особые опасения вызывают планы закрыть средние специальные учебные заведения, в которых готовят воспитателей и передать эту функцию высшим учебным заведениям.

Организуемые краткосрочные группы для подготовки детей к школе (они позиционируются, как решающие проблему единого старта для подготовки малышей к школе), как правило, осуществляют лишь предметную подготовку ребёнка младшего возраста, против чего возражают ведущие ученые нашей страны и мира.

По нашему глубокому убеждению без глубокой модернизации отрасли дошкольного образования и воспитания, простым увеличением числа детских садов проблему не решишь. Наряду с расширением числа детских садов требуется существенная оптимизация работы дошкольных учреждений. Хорошо известно, что работа любой отрасли оптимизируется на основе внедрения ИКТ[3]. Но как внедрять? Не навешивать же лишнюю работу воспитателям и управляющим, и без того перегруженным, а реально улучшить и облегчить работу?

Такую задачу мы поставили в Лаборатории Информатизации дошкольного воспитания, созданной при Инновационном центре «Новые образовательные технологии и творческое развитие личности» Московского гуманитарного университета имени Шолохова. По нашему убеждению информатизация детского сада должна проводиться на основе наиболее проработанной, апробированной и развитой программы.

При этом речь не идёт о приучении детей младшего возраста к компьютеру. Несмотря на все новомодные теории, доказано, что это сказывается не только и не столько на зрении, сколько на снижении умственных способностей.

Перечень задач, которые должны решать ИКТ[4] в детском саду и без того очень широк:

Это и маркетинговые задачи, которые начали осознавать руководители детских садов: информирование общественности о детском саде (где, сколько, какие программы, кадры воспитателей, своего рода портфолио).

Общение с воспитателем в удобное для родителей и самого воспитателя время (опция сайта «Задай вопрос») или часто задаваемые вопросы. Давно подмечено, что часто родители стесняются какие-то вопросы задать, или не могут их сформулировать.

Набор советов для родителей, которые включают рекомендации по диете, зарядке, а кроме того, по чтению, по решению психологических проблем.

Задача проекта по информатизации дошкольного образовательного учреждения – не только в том, чтобы предоставить дошкольным учреждениям уже опробованный ранее в рамках системы среднего образования инструмент – Конструктор сайтов e-Publish, но предоставить инструмент, который поможет решить острые проблемы в системе дошкольного образования:

  1. Сделать домашнее воспитания ребенка гармоничным продолжением воспитания в детском саду;

  2. Сделать процесс дошкольного воспитания прозрачным для родителей и органов управления образованием.

 

Создать механизм для управления дошкольным образованием, подобно тому, как такой механизм создан для средней школы: тестирование ребенка, календарь ребенка, методическая копилка.

Тестирование проводится воспитателем детского сада раз в год. Данные заносятся в Конструктор и становятся доступны методическому кабинету, родителям, воспитателям – каждому в разной степени необходимой детализации. Таким образом, результаты тестирования становятся первыми данными в портфолио будущего школьника.

Методическая база, выбранная для конструктора сайтов – «Программа воспитания и обучения в детском саду», разработанная М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – программа, по которой занимаются около 70% дошкольных учреждений России, а также ряд новых инновационных программ воспитания, созданных учеными ведущих исследовательских центров по дошкольному воспитанию для детей младшего возраста.

Для решения этих задач требуется сайт детского сада. Сайт призван оптимизировать работу детского сада.  Впрочем он требуется не только для этих целей, но и как обязательное требование для реализации заложенных в федеральной целевой программе «Электронная Россия» требований, чтобы у каждой организации был свой сайт.

А что делать детям и их родителям, которым не нашлось мест в детском саду, или, которые в силу разных причин, не могут или не хотят отдавать детей в детский сад? Тут у нас в Лаборатории родилась идея  проекта «Виртуальный детский сад».

Для помощи родителям, которым приходится самостоятельно решать задачу воспитания и образования малышей, и служит этот проект. Проект позволяет обеспечить сравнительно сходную подготовку к школе и тех детей, которые могут посещать детский сад и тех, которые лишены этой возможности.

Проект Виртуальный детский сад стал – прямым результатом запуска «Конструктора сайтов детского сада» и его логическим развитием. Это оказалось возможным благодаря доступности персональных компьютеров и Интернета населению России, а также благодаря тому, что многие школы давно и очень успешно работают на базе «Конструктора школьных сайтов».

Виртуальный детский сад – сетевой проект, в котором на базе сети специально выделенных детских садов и прикреплённых к ним методистов, осуществляется ежемесячный приём детей, которые не посещают детский сад, а занимаются с родителями. Родители готовят детей по программам, имеющимися на сайте «Виртуальный детский сад» и скорректированными индивидуально с учётом ежемесячных диагностических занятий, вплоть до рекомендаций по индивидуальному питанию с рецептами блюд.

Решение об открытии Виртуального детского сада принимается региональным управлением образования по согласованию с вышестоящей организацией.

Управление выделяет детский сад или методический кабинет для осуществления приёма детей, где специалисты проводят с ними игры и занятия. После чего, результаты обрабатываются и на сервере Виртуального детского сада вывешиваются рекомендации на каждый день для каждого ребёнка.

В результате этой работы, каждый родитель, который «прописал» ребёнка в детском саду, получает пароль к своему Виртуальному кабинету, где он на каждый день имеет распорядок дня ребёнка, расписание занятий, пояснение, как вести эти занятия, с какими материалами. Результаты работы он может занести на страничку ребёнка.

Эти данные собираются и обрабатываются и на основе полученных результатов проводится ежемесячная встреча на территории того реального детского сада, к которому прикреплён ребёнок.

Мы понимали, что для решения поставленных перед собой задач требовалась не только качественная методическая проработка в рамках общей Программы, но и разработка программных инструментов (компьютерных программ), техническое сопровождение (хостинг, техническая поддержки) и обучения персонала детских садов. Ведь прежде, чем оценить преимущества компьютера перед пишущей машинкой, непрофессионалам тоже пришлось освоить азы работы на компьютере!

Сотрудники лаборатории – крупнейшие специалисты в области дошкольного воспитания. Однако они не обладают опытом разработки компьютерных программ … Поэтому мы обратились в Национальный фонд подготовки кадров, у которого за плечами проект Информатизации системы образования (ИСО) и многие другие. А именно – НФПК совместно с компанией Е-Паблиш успешно разработал и внедрил Конструктор школьных сайтов, что сделало возможным быстро создать и внедрить профессиональные сайты средних школ.

На нашу инициативу живо откликнулись детские сады, экспериментальные площадки, с которыми мы работаем по другим проектам, а также управления образования.

Итак, у нас образовался коллектив, который не ставит своей задачей  искать виновных (государство, Министерство, управление, …), а ищет и, как нам кажется, находит выходы.

Задача этой статьи не только в том, чтобы лишний раз напомнить об одной из самых злободневных проблем, но и в том, чтобы призвать тех, кто не хочет сидеть, сложа руки, а чувствует в себе силы и желание менять ситуацию. Присоединяйтесь к нам!


[1] Дошкольное образовательное учреждение

[2] Информационно-коммуникационных технологий

 

   

Комарова Тамара Семеновна -
доктор педагогических наук, профессор,
руководитель Проекта "Виртуальный детский сад".
Интервью для журнала "Инновационные технологии в воспитании и образовании Русобр"


Базовые принципы научной школы Т.С. Комаровой

«Вполне соответствующей своему
назначению я называю только такую
школу, которая являлась бы истинной
мастерской людей».
Я.-А. Коменский.

Гёте называл божественным искусством хирургию потому, что она имеет дело с человеческим образом. Что же можно сказать о воспитании, которое формирует не только человеческий образ, но и его душу.

За годы существования школы сформировались и были сформулированы общие принципы в реализации процесса воспитания, общие для всех её выпускников.

Базовые принципы школы опираются на достижения ведущих педагогов мира и могут быть сформулированы следующим образом

Подходы к воспитанию. «В деле воспитания личность воспитателя играет определяющую роль. Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания».

  • Воспитание начинается в утробе матери, а обучение – с рождения.
  • Каждый ребёнок имеет право на развитие способностей и талантов.
  • Способности ребёнка развиваются в деятельности
  • Все дети требуют индивидуального подхода к их воспитанию и обучению.
  • Нет воспитания без обучения и обучения без воспитания и развития.

Заповеди педагога-воспитателя. Чтобы реализовать эти подходы педагог-воспитатель должен всё время совершенствоваться как в нравственном, так и в научно практическом отношении.

  • Первая заповедь педагога-воспитателя – результатом научно-практической деятельности педагога является человек.
  • Вторая заповедь педагога-воспитателя – быть требовательным к себе.
  • Третья заповедь педагога-воспитателя – быть добрым, любить детей
  • Четвёртая заповедь педагога-воспитателя – уважать личность ребёнка.
  • Пятая заповедь педагога-воспитателя – создавать благоприятную для ребёнка художественно-эстетическую и воспитательно-образовательную среду детства.

Научные принципы школы.

  • Понимание роли науки в развитии мира и человека. Ответственное отношение к науке и подготовке научных кадров.
  • Верность философским и психолого-педагогическим основам эстетического, интеллектуального, нравственного формирования личности педагога-учёного.
  • Знание основополагающих концепций классического и современного воспитания и обучения детей от рождения до школы и окончания среднего общего образования.
  • Опора на лучшие образцы народного, классического и современного искусства, как особой формы познания мира.
  • Постоянное движение вперёд, в осуществлении научно-исследовательской работы в области педагогики и психологии детства; проявление активности в распространении принципов школы.
  • Практика – критерий истины. Систематическое взаимодействие с практикой всестороннего воспитания, обучения и развития детей от рождения до окончания общеобразовательной школы.
  • Изучение и обобщение передового педагогического опыта. Помощь практическим работникам в их профессиональном росте.
  • Расширение научных связей с отечественными и зарубежными исследователями.
  • Поддержка друг друга и помощь тем, кто развивает и реализует перечисленные положения и заповеди.
  • Работа по выращиванию научной смены.
  • Честность и добросовестность в науке. Уважение к своим ученикам и коллегам.

Список научных и учебно-методических трудов Комаровой Тамары Семеновны за 2004-2009 гг

  • Шаг в будущее. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Т.С. Комаровой, С.М. Авдеевой, И.И. Комаровой. - М.: Е-Паблиш. 2013. (ЗАКАЗАТЬ)
  • От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. М.: Мозаика-Синтез. 2011.
  • Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей. Часть I и часть II. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Комаровой Т.С., Зацепиной М.Б., Крамаренко О.К.  М.: Редакционно-издательский центр. 2008. –
  • Аттестация педагогических и руководящих работников Московской области / Под ред. Комаровой Т.С. М.: 2008. 112 с.
  • Аттестация педагогических и руководящих работников Московской области. – М.: - 2008. (Совм. с Утешевой Т.П., Фоменко И.А.)
  • Воспитание и образование детей младшего возраста – генеральный вектор программы ЮНЕСКО «Образование для всех»  // Материалы 2 международной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях». М.: Пушкино, 2009.
  • Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез. 2004.
  • Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика-Синтез. 2005
  • Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 10 п.л.
  • Диагностика готовности детей к обучению изобразительному искусству в первом классе. Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества. В кн. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Комаровой Т.С., Соломенниковой О.А. Ярославль. Академия развития. 2006. – 144 с. 76-90 с.
  • Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  • Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 120 с.
  • Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада.  М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  • Занятия по изобразительной деятельности: Подготовительная к школе группа детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 
  • Изобразительная деятельность // Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
  • Изобразительная деятельность в детском саду. Программа  и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез. 2006. 192 с.
  • Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2008. (переиздание). 192 с. (15 п.л.)
  • Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез. 2009.
  • Илья Васильевич Чувашов о развитии дошкольного воспитания в России // Воспитание дошкольников, №3, 2008 г. с. 14-19.
  • «Материнская школа» Яна Амоса Коменского – первая книга для родителей о воспитании дошкольников // Воспитание дошкольников. М.: - 2008., №1. с. 6-15.
  • Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т.С.  М.: Педагогическое общество России 2005.
  • Обучение дошкольников технике рисования. Издание третье, перер. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  • Обучение дошкольников технике рисования. Изданье четвертое, переработанное и дополненное.  М.: Педагогическое общество России, 2007. 176 с.
  • Опыт и проблемы проведения аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2008. с. 72-84. (Совм. с Прищепой С.С.)
  • Подготовка будущих воспитателей дошкольных учреждений к осуществлению интеграции в педагогическом процессе. // Детский сад от А до Я. №6, 2004. 0,4 п.л.
  • Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. Издание 2-е переработанное и дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2006, 160 с. (Совм. с Зыряновой О.Ю.)
  • Программа воспитания и обучения в детском саду  / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2004
  • Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004. Редактор программы. 13 п.л.
  • Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. Допущено Министерством образования и науки РФ. М.: Мозаика-Синтез. 2005. 2-е изд. испр. и доп. 106 стр.
  • Программа воспитания и обучения в детском саду / Под. ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – 5-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 208 с.
  • Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез. 2009. – Издание 6 исправленное и дополненное. – 208 с.
  • Программа эстетического воспитания дошкольников. Изд. 4-е переработанное и дополненное / Под ред. Комаровой Т.С. М.: Педагогическое общество России, 2008. -  128 с. (Совм. с Антоновой А.В., Зацепиной М.Б.)
  • Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез. 2005. 48 с. (Совм. с Куцаковой Л.В., Павловой Л.Ю.)
  • Формирование способностей к изобразительный деятельности у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей. М.: Редакционно-издательский центр. 2008. –
  • Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. (Совм. с Размысловой А.В.)
  • Школа эстетического воспитания. М.: . Издательский дом Карапуз, 2006.  418 с.
  • Эмоциональное благополучие детей в дошкольном образовательном учреждении. М.,  2008. с. 85-91. (Совм с Атякшевой Т.В.)
  • Эстетическая развивающая чреда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России 2005. (Совм. с Филипс О.Ю.)
  • Эстетическое воспитание. Сб. научных трудов. Проблемы педагогического образования / Под ред В.А. Сластёнина, Е.А. Левановой. Вып. 18. М. 2004.
  • Этическое и эстетическое воспитание: Методические рекомендации. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009.