Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Раздаточный материал: “Практическое задание” № 1-5, рабочие листы, банкноты, таблица валют.
Использование ИКТ: презентация, слайды, выполненные в компьютерной программе PowerPoint
Тип урока: комбинированный с элементами игры
Продолжительность 40 минут
Учебно - методическое оснащение:
1)плакаты «Деньги», «Виды банкнот» в электронном виде
2)мультимедийный проектор
3)экран
4)компьютер
5)фрагменты видеозаписи по данной теме
6) презентация к уроку со всеми заданиями
Эпиграф к уроку:
«Деньги – очень плохой господин, но весьма хороший слуга.» Френсис Бэкон
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя, в котором задаётся “рабочее настроение”, предлагается план проведения мероприятия, озвучиваются цели.
Предлагаю вместе определить тему сегодняшнего урока.
Что это? (сейф) Как думаете,что в нем может лежать?
Давайте посмотрим,кто мне поможет?
Дастаем фигурки: скота,зерно, соль, мех,ракушки и золото.
Выводим разговор на то,что мы проходим экономику, чем бы это могло быть в разные времена.
Человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги.
И это тема нашего сегодняшнего урока.
Деньги и их функции. (слайд 1)
Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах.
А этот сейф будет нашим помощником в течении всего урока.
На столах у вас лежат рабочие листы,с которыми нам предстоит работать в течении всего урока. Прошу вас их заполнять.
2.История происхождения денег
Каждому из нас приходится иметь дело с деньгами, получать и тратить их. Экономическая наука помогает разобраться в сущности денег и их роли в жизни людей.
Развитие свободного рынка породило деньги, денежные отношения. Деньги возникли в результате развития обмена, углубления и преодоления противоречий товарного хозяйства.
При натуральном обмене денег нет. Работнику трудно было найти людей, которым нужен его товар и которые имели бы товар, нужный работнику.
В экономической истории эта задача была решена с помощью меновых, ходовых товаров в качестве посредников. Эти товары обладали специфичной общественной полезностью – были всеобщим эквивалентом (ВЭ)
Как думаете,что могло выполнять роль «платежа»?
Сначало роль всеобщего эквивалента выполняли скот, меха, соль, зерно, ракушки и т.п. В последующем роль всеобщего эквивалента выполняли те товары, естественные свойства которых были более благоприятными для этого.
Известно, что, в конечном счете, золото стало выполнять функцию всеобщего эквивалента и превратилось в деньги. (слайд 2)
Итак, золото стало деньгами 7000 лет назад. Первоначально оно выполняло эту функцию в форме золотого песка, самородков. При покупке товаров золото взвешивали, что вызывало неудобства. Затем стали делать золотые пластины и отрезать от них кусочки. В процессе дальнейшей эволюции денег появились слиточки, а затем – «лепёшечки».Слитки серебра в 13 веке рубили на куски, получившие название рублей. (слайд 3)
Бумажные деньги начали хождение в 18 веке, но зародились они гораздо раньше. Выпуск первых бумажных денег в России начался в 1769 году при Екатерине 2, они назывались ассигнациями и обращались в виде государственных казначейских билетов. В это период российские денежные банкноты почти целиком обеспечивались наличным золотом. (слайд 4)
После первой мировой войны (1914 – 1918) начался постепенный «отрыв» бумажных денег от их реального золотого содержания. И только
в 30 – х г.г.20 века обеспечение бумажных денег золотом прекратилось. (слайд 5)
3.Деньги, их сущность и функции
На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы, чему способствовали их однородность, делимость, сохраняемость и транспортабельность.
Дети заполняют рабочие листы.
Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.
Эквивалент— «равнозначный», «равноценный», «равносильный») — нечто равноценное или соответствующее в каком-либо отношении чему-либо, заменяющее его или служащее его выражением. (слайд 6)
ДД
Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют,давайте с ними поближе познакомимся, видео и иллюстрации. Включаем по очереди видео со слайдов, дети должны предположить,что за функции отражены в видео/иллюстрации
А именно: мера стоимости, средство обращения, средство образования сокровищ и накопления, средство платежа, мировые деньги.
Функции денег:
1)Мера стоимости – эту функцию деньги выполняют через установление цен на товары. (СЛАЙД 7-8)
2)Средство обращения – деньги выполняют роль посредника в обмене товаров (Т – Д – Т) осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т). (слайд 9-10)
3)Средство накопления (образования сокровищ) – если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в ЦБ страны). (слайд 11-12)
4)Средство платежа – товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т.е. с отсрочкой платежа. (слайд 13-14)
5)Мировые деньги – эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами. (слайд 15-16)
В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото). Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты.
Детям предлагается выполнить задание в рабочих листах,на соотношение терминов и определений.
4.Виды денег
Какие функции выполняют деньги вы теперь знаете, а теперь поговорим о видах денег. Нам снова поможет наш сейф, кто хочет вытащить следующий конверт? Конверт под №1. Ребенок демонстрирует виды. Достаем :
1)Наличные деньги – это денежные средства, используемые в наличном обращении.
- Монеты – это металл определённой формы и веса. Они служат в качестве разменных денег.
- Банкноты – это бумажные деньги. Выпускаемые в обращение ЦБ РФ.
- Казначейские билеты – это те же бумажные деньги, но выпускаемые государственным казначейством – Министерством финансов. (слайд 17)
2)Безналичные деньги
К ним относятся:
- Ценные бумаги (акции, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты)
- Вклады в банках
- Дорожные чеки (American Express) (слайд 18)
3)Электронные деньги – это деньги, находящиеся на счетах компьютерной памяти банка, распоряжение которыми осуществляется с помощью специального электронного устройства (банкомат).
Пластиковая карта – пластинка из пластического материала с нанесённым на неё магнитным кодом или с встроенным кодируемым элементом памяти (дебетовые и кредитовые; «золотые», «серебряные», «корпоративные», «Private-карточки», «карточки для VIP клиентов»). (слайд 19)
Детям предлагается выполнить задание в рабочих листах: подписать иллюстрации по видам денег.
5.Закрепление материалов. Кейсы.
1 группа.
Какие функции денег отражены в каждой из приведенных ситуаций?
1. Единственное их занятие- торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами.- Средство обмена ( обращения).
2.Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. – Средство измерения ( мера стоимости).
3.В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства.- Средство накопления (сбережения).
4.Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. - Средство платежа.
2 группа.
Назовите и проиллюстрируйте примерами три возможных риска использования потребителем безналичных денег.
3 группа.
"Самые лучшие инвестиции - в знания"
Б.Франклин
Какие сферы общественной жизни отражены в высказывании ? Какая функция денег отражена в нем?
4 группа.
Объясните как деньги выполняют функцию стоимости. Приведите три вида денег и проиллюстрируйте примерами.
5 группа:
Михаил работает банковским брокером. Его зарплата составляет 90 000 р.
После дня зарплаты Михаил идет покупать продукты питания на неделю. Оплачивает счета по коммуналке.
По пути с работы домой Михаил решил зайти в обувной магазин и купить себе новые кроссовки. А так же Михаил решил отправиться этим летом в отпуск и откладывает определённую сумму денег. Помимо этого, он покупает валюту той страны, куда собирается съездить в отпуск.
Задание: перечислите функции денег, которые отражены в данной ситуации
10.Заключительное слово учителя:
– Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
Рефлексия:
Все же вы копили деньги, лично у меня в детстве роль копилки исполняла банка. Вот и У нас с вами тоже есть три копилки. Но это Копилки знаний.
На каждом столе у кажого ребенка есть три разные купюры : 100,500 и 1000.
100- ничего не понял и не уяснил
500- понял ,но остались вопросы
1000- все понял ,все интересно и доступно.
Три пустые прозрачные емкости для «копилок»
Они складывают купюры в «копилки»
Подведение итогов. Оценки.
Домашнее задание: Понаблюдать с какими функциями денег вы сталкиваетесь каждый день и прописать примеры.
Задание на выбор (дополнительно):
- Придумать и нарисовать вариант своих собственных денег
- подобрать пословицы о деньгах(5-6) и объяснить смысл.
- Объяснить выражение: «Деньги не пахнут»