Конспект занятия учителя
Деньги и их функции
Авторы
Шкляева Виктория Сергеевна
Предмет
Обществознание
Класс
9
Учебно-методический комплекс
Кудина М.В., Чурзина И.В./ Под ред. Никонова В.А. Обществознание (Русское слово - учебник)
Цель
рассмотреть причины возникновения денег, а также знать их виды, качества денег, усвоить функции денег.
Образовательные задачи
• формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; • Показать процесс развития денег от примитивных форм до современных модификаций • Раскрыть основные функции денег. • подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег
Воспитательные задачи
• формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.
Развивающие задачи
• продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы. • Развитие умения вступать в диалог, оперировать экономическими понятиями, отстаивать свое мнение. • Развитие памяти, внимания, умения ясно выражать свои мысли и обыгрывать житейские ситуации.
Подготовка и ход мероприятия

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Раздаточный материал: “Практическое задание” № 1-5, рабочие листы, банкноты, таблица валют.

Использование ИКТ: презентация, слайды, выполненные в компьютерной программе PowerPoint

 

 

Тип урока: комбинированный с элементами игры

 

Продолжительность 40 минут

 

 

Учебно - методическое оснащение:

1)плакаты «Деньги», «Виды банкнот» в электронном виде

2)мультимедийный проектор

3)экран

4)компьютер

5)фрагменты видеозаписи по данной теме

6) презентация к уроку со всеми заданиями

 

Эпиграф к уроку:

«Деньги – очень плохой господин, но весьма хороший слуга.» Френсис Бэкон

 

Ход урока:

 

1.Вступительное слово учителя, в котором задаётся “рабочее настроение”, предлагается план проведения мероприятия, озвучиваются цели.

 

Предлагаю  вместе определить тему сегодняшнего урока.

Что это? (сейф) Как думаете,что в нем может лежать?

 

Давайте посмотрим,кто мне поможет?

 

Дастаем фигурки:  скота,зерно, соль, мех,ракушки и золото.

 

Выводим разговор на то,что мы проходим экономику, чем бы это могло быть в разные времена.  

 

Человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги.

И это тема нашего сегодняшнего урока.

Деньги и их функции. (слайд 1)

Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах.

А этот сейф будет нашим помощником в течении всего урока.

На столах у вас лежат рабочие листы,с которыми нам предстоит работать в течении всего урока. Прошу вас их заполнять.

 

 

 

2.История происхождения денег

Каждому из нас приходится иметь дело с деньгами, получать и тратить их. Экономическая наука помогает разобраться в сущности денег и их роли в жизни людей.

Развитие свободного рынка породило деньги, денежные отношения. Деньги возникли в результате развития обмена, углубления и преодоления противоречий товарного хозяйства.

При натуральном обмене денег нет. Работнику трудно было найти людей, которым нужен его товар и которые имели бы товар, нужный работнику.

В экономической истории эта задача была решена с помощью меновых, ходовых товаров в качестве посредников. Эти товары обладали специфичной общественной полезностью – были всеобщим эквивалентом (ВЭ)

Как думаете,что могло выполнять роль «платежа»?

Сначало роль всеобщего эквивалента выполняли скот, меха, соль, зерно, ракушки и т.п. В последующем роль всеобщего эквивалента выполняли те товары, естественные свойства которых были более благоприятными для этого.

Известно, что, в конечном счете, золото стало выполнять функцию всеобщего эквивалента и превратилось в деньги. (слайд 2)

Итак, золото стало деньгами 7000 лет назад. Первоначально оно выполняло эту функцию в форме золотого песка, самородков. При покупке товаров золото взвешивали, что вызывало неудобства. Затем стали делать золотые пластины и отрезать от них кусочки. В процессе дальнейшей эволюции денег появились слиточки, а затем – «лепёшечки».Слитки серебра в 13 веке рубили на куски, получившие название рублей. (слайд 3)

Бумажные деньги начали хождение в 18 веке, но зародились они гораздо раньше. Выпуск первых бумажных денег в России начался в 1769 году при Екатерине 2, они назывались ассигнациями и обращались в виде государственных казначейских билетов. В это период российские денежные банкноты почти целиком обеспечивались наличным золотом. (слайд 4)

После первой мировой войны (1914 – 1918) начался постепенный «отрыв» бумажных денег от их реального золотого содержания. И только

 в 30 – х г.г.20 века обеспечение бумажных денег золотом прекратилось. (слайд 5)

 

3.Деньги, их сущность и функции

На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы, чему способствовали их однородность, делимость, сохраняемость и транспортабельность.

Дети заполняют рабочие листы.

Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Эквивалент— «равнозначный», «равноценный», «равносильный») — нечто равноценное или соответствующее в каком-либо отношении чему-либо, заменяющее его или служащее его выражением. (слайд 6)

ДД

Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют,давайте с ними поближе познакомимся, видео и иллюстрации. Включаем по очереди видео со слайдов, дети должны предположить,что за функции отражены в видео/иллюстрации

А именно: мера стоимости, средство  обращения, средство образования сокровищ и накопления, средство платежа, мировые деньги.

Функции денег:

1)Мера стоимости – эту функцию деньги выполняют через установление цен на товары. (СЛАЙД 7-8)

2)Средство обращения – деньги выполняют роль посредника в обмене товаров (Т – Д – Т) осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т). (слайд 9-10)

3)Средство накопления (образования сокровищ) – если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в ЦБ страны). (слайд 11-12)

4)Средство платежа – товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т.е. с отсрочкой платежа. (слайд 13-14)

5)Мировые деньги – эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами. (слайд 15-16)

В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото). Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты.

Детям предлагается выполнить задание в рабочих листах,на соотношение терминов и определений.

 

4.Виды денег

Какие функции выполняют деньги вы теперь знаете, а теперь поговорим о видах денег. Нам снова поможет наш сейф, кто хочет вытащить следующий конверт? Конверт под №1. Ребенок демонстрирует виды. Достаем :

1)Наличные деньгиэто денежные средства, используемые в наличном обращении.

  • Монетыэто металл определённой формы и веса. Они служат в качестве разменных денег.
  • Банкноты это бумажные деньги. Выпускаемые в обращение ЦБ РФ.
  • Казначейские билетыэто те же бумажные деньги, но выпускаемые государственным казначейством – Министерством финансов. (слайд 17)

 

2)Безналичные деньги

К ним относятся:

  • Ценные бумаги (акции, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты)
  • Вклады в банках
  • Дорожные чеки (American Express) (слайд 18)

 

3)Электронные деньгиэто деньги, находящиеся на счетах компьютерной памяти банка, распоряжение которыми осуществляется с помощью специального электронного устройства (банкомат).

Пластиковая картапластинка из пластического материала с нанесённым на неё магнитным кодом или с встроенным кодируемым элементом памяти (дебетовые и кредитовые; «золотые», «серебряные», «корпоративные», «Private-карточки», «карточки для VIP  клиентов»). (слайд 19)  

Детям предлагается выполнить задание в рабочих листах: подписать иллюстрации по видам денег.

5.Закрепление материалов. Кейсы.

1 группа.

Какие функции денег отражены в каждой из приведенных ситуаций?

1. Единственное их занятие- торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами.- Средство обмена ( обращения).

 

2.Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. – Средство измерения ( мера стоимости).

 

3.В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства.- Средство накопления (сбережения).

 

4.Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. - Средство платежа.

 

2 группа.

Назовите и проиллюстрируйте примерами три возможных риска использования потребителем безналичных денег.

3 группа.

"Самые лучшие инвестиции - в знания"

Б.Франклин

Какие сферы общественной жизни отражены в высказывании ? Какая функция денег отражена в нем?

 

4 группа.

Объясните как деньги выполняют функцию стоимости. Приведите три вида денег и проиллюстрируйте примерами.

 5 группа:

Михаил работает банковским брокером. Его зарплата составляет 90 000 р.

После дня зарплаты Михаил идет покупать продукты питания на неделю. Оплачивает счета по коммуналке.

По пути с работы домой Михаил решил зайти в обувной магазин и купить себе новые кроссовки. А так же  Михаил решил отправиться этим летом в отпуск и откладывает определённую сумму денег. Помимо этого, он покупает валюту той страны, куда собирается съездить в отпуск.

Задание: перечислите функции денег, которые отражены  в данной ситуации

 

 

10.Заключительное слово учителя:

– Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.

Рефлексия:

 Все же вы копили деньги, лично у меня в детстве роль копилки исполняла банка. Вот и У нас с вами тоже есть три копилки. Но это  Копилки знаний.

 

На каждом столе у кажого ребенка есть три разные купюры : 100,500 и 1000.

100- ничего не понял и не уяснил

500- понял ,но остались вопросы

1000- все понял ,все интересно и доступно.

Три пустые прозрачные емкости для «копилок»

Они складывают купюры в «копилки»

 

Подведение итогов. Оценки.

 

Домашнее задание: Понаблюдать с какими функциями денег вы сталкиваетесь каждый день и прописать примеры.

Задание на выбор (дополнительно):

  1. Придумать и нарисовать вариант своих собственных денег
  2. подобрать пословицы о деньгах(5-6) и объяснить смысл.
  3. Объяснить выражение: «Деньги не пахнут»

 

Используемые материалы