Описание развивающей пространственной среды
Аналитическая справка
Авторы
Кристина Владимировна Шманова
Возрастная группа
ясельного возраста
Центры активности
Игровая зона Книжный уголок Музыкальный уголок Центр сюжетно-ролевых игр Зона речевого развития Спортивный уголок Уголок природы Зона конструирования Зона организации трудовой деятельности
Описание

ФГБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Центр реабилитации»

 

Аналитическая справка о результатах личного участия педагога в создании  развивающей предметно-пространственной среды

в первой младшей группе № 1

 

 

Дата проведения: 20 февраля 2024 г.

Воспитатель: Шманова К.В.

Характеристика группы: группу посещает 18 детей в возрасте 1.6 -3 года, из них 5 девочек и 13 мальчиков.

      

Возраст детей от 1,6 до 3 лет. В основном дети развивались согласно возрасту и по всем направлениям развития показывали положительную динамику и хорошие результаты. Воспитанники справлялись с программными требованиями по всем областям, несмотря на то, что у каждого ребенка свой темп развития. В группе есть дети, которые испытывают затруднения в речевом развитии, а именно: в развитии звуковой культуры речи. С этими детьми проводится постоянная индивидуальная работа по формированию правильного звукопроизношения.

 

Реализация образовательных программ дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе построена в соответствии с основной образовательной программой ДО, разработанной на основе программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы/ 
Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой». При проектировании развивающей предметно-пространственная среды учитывается принцип интеграции: материалы из одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей.

ОО

Наполнение предметно-пространственной среды

Степень личного участия

Социально-коммуникативное развитие

Центр сюжетно-ролевой игры

Кукольный уголок: куклы разных видов и размеров, кроватка и мебель для кухни, наборы посуды, набор постельных принадлежностей и комплекты одежды для кукол.

Атрибуты для с-р игр – «Парикмахерская», «Больница». Наборы кукольной одежды и постельного белья. Контейнеры для атрибутов с-р игр.

Центр трудового воспитания

Оборудование для хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы, ручного труда, труда на участке.

Алгоритм навыков самообслуживания. Картотека пословиц и поговорок о труде.

Центр театрализации

Разнообразные виды театров (би-ба-бо; деревянные фигурки; маски героев, конструктор-настольный театр, пальчиковый театр), оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей. Иллюстрации к различным сказкам. Уголок ряжения: различные элементы костюмов, украшений, народные костюмы, шапочки животных и т.п.

Изготовление  магнитного театра, пальчикового театра, театр на липучках, театр из фетра, контейнеров для хранения материала. Ширма для проведения мини-спектаклей на колесах.  

Познавательное развитие

Центр природы

Календарь природы;  картотека прогулок; картотека занимательных опытов, проектная деятельность («Огород на подоконнике», «Водичка»), лото растений и животных, «Времена года»; домино (фрукты, овощи, животные и т. д.); пазлы; контейнеры с различным природным материалом; леечки и садовый инструмент; коллекции значков, марок, открыток.

Картотека прогулок; картотека занимательных опытов; оформление коллекций; фото-альбом.  

Центр дидактических игр

Оборудование и материалы по сенсорике:

- Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки из 6-10 элементов, шнуровки, лото, парные картинки, настольно-печатные игры.

- Нетрадиционный материал: закрытые ёмкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы.

- комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках».

- Матрешки, доски-вкладыши, рамки-вкладыши.

 

Картотека д/игр, потешек, пальчиковых игр, наглядный материал. Игры и пособия для сенсорного развития детей, выполненные из «нестандартных» предметов: крышек, пробок, прищепок, пуговиц, шнурков, липучек). Дидактические игры: «Транспорт», «Найди птичке домик», «Домашние и дикие животные», «Геометрические фигуры», «Зимние забавы», «Что в мешке у Деда Мороза» и др.

Речевое развитие

Центр художественной литературы

Дидактические наглядные материалы, предметные и сюжетные картинки, книжные уголки с соответствующей возрасту и литературой;

«Чудесный мешочек» с различными предметами.

Стеллаж для книг (книжки-малышки, книжки-игрушки, книжки – панорамы).

Звуковые книги для развития умения повторять звуки. Детские книги периодически меняются в зависимости от темы недели, от времени года и других образовательных задач. Магнитофон и фонотека «Сказки для малышей».

Игры для развития чувства ритма: музыкальные игрушки, музыкальные инструменты, погремушки. Игрушки для развития правильного дыхания, плавного выдоха: вертушки.

Картотека пальчиковых игр.

Картотека потешек для использования в разных режимных моментах: умывание, кормление, одевание,  укладывания спать.

Картотека потешек о животных и птицах.

Картотека пестушек.

Картотека колыбельных песенок.

Конспекты занятий «Ознакомление детей с русской народной песней», «Ознакомление детей раннего возраста с устным народным творчеством».

«Чудесный мешочек» с предметами, рамка для портрета, картотека дидактического материала.

Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад» и т.д.

Дидактические игры на развитие речевого дыхания, высоты голоса, звукоподражания «Кто как кричит», «Скажи так же».

Художественно-эстетическое развитие

Центр художественного творчества

Акварель; Гуашь; Кисти разных размеров и материалов; Бумага разной фактуры; салфетки из ткани, хорошо впитывающие воду, для осушения кисти; губки из поролона, салфетки для рук Пластилин, доски для лепки, мелки; Карандаши; Фломастеры; Восковые мелки.  

Салфетки из ткани, наглядный материал (иллюстрации, дидактический материал), игрушки.

Дидактические игры «Подбери по цвету», «Найди такой же» и др.

Разные материалы для творчества: бумага разного цвета и фактуры, печати, штампики, и др.

Центр конструирования

 Конструктор разных размеров и форм и материалов; Схемы построек; Мозаики разных форм и размеров; Мягкие модули; Коробки большие и маленькие, ящечки, бросовый материал; Природный материал.

 

Материалы для ручного труда: бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.); вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки, шнурки, ленточки и др.); проволока в цветной оболочке.

Центр музыки

Музыкальные инструменты; набор шумовых коробочек, звучащие игрушки, контрастные по тебру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки).  Диски с музыкой и сказками; картотека музыкальных и театрализованных игр.

 

Картотека музыкальных и театрализованных игр

Физическое развитие

Коврики, кегли, дорожки массажные (для профилактики плоскостопия), мячи, корзина для метания мячей, кубы, ленты, флажки; картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна.

 

Картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна

       

 

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна и отражает содержание всех образовательных областей.

Учет возрастных особенностей детей в первой младшей группе.

Подбор пособий и оборудования учитывает возрастные особенности детей 1,6-3 лет (младшая группа). Развивающая среда построена таким образом, что даёт возможность развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов и активности.

Возрастные особенности

Отражение в развивающей среде

Проявление разных темпов развития

Развивающая среда сохраняет некоторые особенности среды для детей 1,6-3 лет. В группе присутствуют настольные игры, дидактические игры, развивающие игрушки и  пособия для повторения знаний.

Большая потребность в движении

Мебель в группе расположена таким образом, чтобы зона двигательной активности была максимальна. Детская мебель и модули мягкие, легкие.

 

Дети любят обозначать свою игровую территорию

Каждый ребёнок имеет своё рабочее место, где, во время свободной деятельности ребёнок может расположить игровые атрибуты.

Адаптация детей к условиям детского сада

Яркие звучащие, «разговаривающие» игрушки для отвлечения внимания детей.

Активное сенсорное развитие

Пирамидки, кубики, вкладыши, мозаики и др.

Дети любят переодеваться, наряжаться

Уголок "Ряжения": детские костюмышляпкисумочкибольшое зеркало.

Желание быть самостоятельными

Шнуровки, застежки, молнии, крючки и замочки, ленты, нитки, веревочки, куклы в одежде для обучения самостоятельно одеваться и раздеваться.

 

ВЫВОД: созданная предметно-пространственная среда группы отражает возрастные особенности детей, способствует решению развивающих задач, отвечает принципам активности, самостоятельности, творчества, а также учитывает гендерные особенности группы.

 

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.

Организация развивающей предметно-пространственной среды  группы  построена  в соответствии с ФГОС.  При создании развивающего пространства в групповом помещении,  учитывалась  ведущая  роль игровой деятельности в развитии детей. Это, свою очередь,  должно обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

 

Предметно-развивающая среда организована  так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.  И включает в себя:

  • Двигательную активность
  • Реализация образовательных программ
  • Трансформируемость
  • Полифункциональность
  • Вариативность
  • Доступность
  • Безопасность
  • Содержательно-насыщенна, соответственно возрасту

 

Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность). Учитываются интересы, как мальчиков, так и девочек  и в труде, и в игре. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д.

Принцип  интеграции образовательных областей способствует формированию единой предметно - пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметных  развивающих «сред»: для речевого, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.

В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.

В групповом помещении созданы условия соответствующие духовным, социальным познавательным, эстетическим, коммуникативным, общекультурным потребностям детей. Все предметы убранства и оборудования в группе гармонично сочетаются по цвету, стилю и материалам, из которых они изготовлены. Подбор игрушек, мебели и оборудования для помещений, обуславливался максимальным обеспечением условий для сенсорного развития ребенка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции.

В центре художественного творчества  имеется широкий спектр изобразительный материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

  • белая бумага разного формата
  • цветной картон
  • восковые мелки
  • карандаши
  • гуашь и кисти разного диаметра
  • образцы для рисования
  • пластилин, доски, стеки
  • предметы искусства
  • бросовый и природный материал для художественного труда.

 

Центр сенсомоторного развития предназначен для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети учатся завязывать шнурки, нанизывать крупные бусины и др. Оснащен  раздаточным счетным материалом, геометрическими фигурами, занимательным и познавательным математическим материалом, логико-математическими играми, набором геометрических фигур.

Центр природы и экспериментирования расположен непосредственно у окна. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями. Уголок экспериментирования оснащён природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями, песочными часами, лейками, опрыскивателями. Здесь же представлены книги о временах года, иллюстрации.

Центр музыки способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. В группе создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря), а  так же различные музыкальные сказки.

Центр патриотического воспитания  способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны, традициями. Детям представлены народные игрушки,  пазлы, составленные на основе известных детям  русских героев, сюжетов из сказок.

В центре художественной литературы  представлены книги в соответствии с программой.  Так же представлены  портреты авторов (поэтов и писателей). Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц.

Так же в группе имеется центр физического развития, цель которого является развитие двигательной активности физических качеств детей. Предметное наполнение уголка применяется в подвижных играх, индивидуальной двигательной активности, в свободной деятельности детей.  

Центр развития речи содержит материалы по развитию речи, дидактические игры, материалы на развитие логики.

Игровая зона позволяет разнообразно использовать ее составляющие, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки,  создавать условия для творческой деятельности , развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми, закреплять знания об окружающей действительности и жизни в социуме.

В центре конструирования находятся строительные наборы и конструкторы с разными способами крепления деталей. Свободное пространство  на полу дает возможность сооружать постройки. Так же здесь присутствуют фигуры животных, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления.

Центр театрализации находится рядом с игровой зоной. Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию театрализованной деятельности, творческих способностей, памяти и мышлению. Дополнительно для этого в группе имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо; деревянные фигурки; маски героев), оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей. В уголоке ряжения есть различные элементы костюмов, украшений и т.п. Это способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого проявления.

Центр сюжетно-ролевой игры включает в себя кукольный уголок,  наборы атрибутов для с-р игр.

Центр  Безопасность включает в себя напольный, переносной макет улицы, различного размера  и назначения машины, светофор. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о ПДД через сюжетно-ролевую игру.

Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения. Все игрушки и игровой материал размещены таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать на место. Для этого имеются стеллажи и контейнеры для игрового материала. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.

     

ВЫВОД: создавая развивающую среду, воспитатели постарались построить ее с учётом ФГОС ДО, сделать информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.

 

Используемые материалы