Конспект занятия дополнительного образования
Жостовские подносы
Авторы
Данилова Лариса Владиславовна
Возраст обучающихся
6-7 лет
Время на проведение (минут)
30 минут
Цель
Образовательные задачи
1. Продолжать знакомить детей с искусством жостовского промысла.(рассматривать изделия, выделяя характерные элементы узора, композицию, колорит, кайму); 2. Закреплять у детей навык рисования «жостовских» узоров; 3. Продолжать учить рисовать всей кистью и ее концом.
Воспитательные задачи
Воспитывать любовь к Родине и народно-прикладному искусству
Развивающие задачи
Развивать художественный вкус, чувство композиции и творческие способности детей;
Подготовка и ход мероприятия

Словарная работа: Жостово, букет, узоры, фон, венок, кайма, композиция, колорит.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с жостовским промыслом, открыток с цветами, букетами, знакомство с историей возникновения жостовского промысла.
Методы и приемы:

обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, таблиц);

словесный (беседа, указания, пояснения, художественное слово);

практический (самостоятельное выполнение детьми элементов росписи, использование инструментов и материалов для изображения);

эвристический (развитие находчивости и активности);                                     

мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

метод «жеста руки» (дети показывают элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находят такой же или одинаковый).
 

Материал и оборудование: подлинные изделия жостовского промысла, иллюстрации, технологические карты; таблицы с этапами росписи, азбукой кистевых мазков; заготовки  подносов, краска гуашь, кисти, салфетки, стаканы с водой.
Ход занятия: занятие начинается со сказки.
Воспитатель: Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней – так начинается наша сказка. Вся земля наша – земля мастеров. Все может человек; превратить дерево в терем расписной, камень – в украшение или в шкатулку, глину – в игрушки забавные или посуду, железо – в подносы, красоты невиданной.
         Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные….
Да, ребята, вот это цветок – огонь, а другой цветок – снежинка. Посадил их мастер, у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.
         Как взмахнул цветок – огонь, своей шапочкой - разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной.
         Как упали несколько цветов на подносы, так и засияли там букеты. Второй цветок взмахнул своей шапочкой – разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы, как на ковре.

Оглядитесь вокруг: в нашей студии тоже есть удивительной красоты цветы. Все они вот на этих красивых подносах.
Подходит к подносам и рассматривает их вместе с детьми.
         Давайте рассмотрим какие обронил цветок-огонек, а какие цветок-снежинка?
(Дети выбирают цветы из жостовской росписи для цветка-огонька и цветка-снежинки).
Цветы сотворили чудо, да и разлетелись в разные стороны? Один на север, другой на юг, а о них осталась память. Смотрят люди на подносы, любуются и сами создают красоту теперь.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы еще раз полюбуемся и вспомним, что такие красивые подносы изготовляют в деревне Жостово, Московской области, на фабрике декоративной росписи. Жостовские подносы имеют разнообразную форму.

  Просмотр видео-презентации


Воспитатель: Как вы думаете, из какого материала они сделаны?
Ответы детей: Из железа. Подносы сделали из железа. Они железные. Эти подносы металлические.
Воспитатель: Правильно! Изготовляются подносы из железа, штампуются и покрываются чёрным лаком, но могу быть и красного, зеленого, желтого, синего цветов. Посмотрите, и скажите, как украшены подносы?
Ответы детей: Они украшены цветами. Их очень много.
Подносы украшены букетами из цветов.
На подносах нарисовано очень много красивых и разных цветов.
Многоцветные букетики, венки, гирлянды украшают подносы. Это цветы.

Воспитатель: Посмотрите, на этот поднос и скажите, как он украшен?
Ответы детей: Этот поднос украшен фруктами. Их очень много. Они покрывает весь поднос. Фрукты разные: груши, яблоки, апельсины. Расположены в середине подноса. По краю изделия нарисована золотистая кайма. Сделан поднос из железа.
Воспитатель: Действительно, ребята, этот поднос украшен не цветами, а натюрмортом с фруктами. Натюрмортом подносы расписывают реже, чем цветами.
У каждого мастера свой стиль. Жостовская роспись это импровизация мастера. Расписывая поднос он не рисует с натуры, а уходит в фантастический мир цветов. На подносах нет точных «портретов» цветов.
Вам не кажется, что цветы выглядят как живые?
Ответы детей: Кажется, что их только что сорвали на лугу.
Воспитатель: Немало надо потрудится мастеру, чтобы так изящно расписать поднос. Определена последовательность построения узора. Использование традиционных приемов росписи. Подносы украшают крупными цветами: розами, георгинами, лилиями, маками, цветами яблони, а затем цветами в два-три раза меньше, бутонами. Цветы постепенно зарисовываются. И появляются стебельки букетов, листья, травинки.
Посмотрите, букет в центре подноса кажется плотным и ажурным. Так как просвечивает чёрный фон. Пустоты между цветами и листьями заполняются более мелкими листочками и стебельками. Травинками.
Композиции построения рисунка могут быть разные: букет в центре, букет в раскидку, букет с угла, венок, полувенок. Мастер все время уточняет форму букета. Цветы словно наливаются соком, становятся живыми. В конце работы мастер наносит последние мазка, черточки, блики, семена, мелкую травку. Остается только нарисовать кайму – орнамент по краю подноса.
На последнем этапе работы мастер покрывает поднос лаком, поэтому поверхность как будто зеркальная.
Жостовские подносы как декоративное панно вносят в наш дом праздничность. Этот промысел знаменит на весь мир.

Пальчиковая гимнастика.

Говорить цветку цветок,

           

           Подними-ка свой листок.

 

Выйди на дорожку,

 

Да притопни ножкой,

 

Да головкой покачай,

 

Утром солнышко встречай.

 

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

Наконец готовы все,

День встречать во всей красе.

Дети поочередно, прикасаются пальцами к большому пальцу, одновременно двумя руками.

       Соединить руки перед собой и раскрыть ладони «чашечкой»

Шагают пальцами по поверхности стола

Стучать кулачками по столу

Соединяют ладони в «бутон» и качают им

Соединяют ладони скрестно и раскрывают    пальцы

Качают руками над головой

Сложить ладони в «бутон»

Хлопают в ладоши

Сложить руки на столе

 

Воспитатель: у вас на столах лежат заготовки подносов  для работы. На них вы попробуете создать свой волшебный букет. Обращаю ваше внимание, что можно пользоваться технологическими картами
(Под музыку  дети самостоятельно рисуют элементы жостовской росписи).
Анализ занятия.
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Все старались! У вас у всех получились элементы росписи правильные, красивые, точные.