Конспект занятия в дошкольном учреждении
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе по теме «Волшебное мыло».
Авторы
Шунько Наталья Юрьевна
Возрастная группа
старшего возраста
Образовательные области ФГОС
  • Социально–коммуникативное развитие ( Социализация, развитие общения, нравственное воспитание )
  • Познавательное развитие ( Ознакомление с предметным окружением )
  • Физическое развитие ( Здоровый образ жизни (гигиена) )
Содержание образовательных областей
Познавательно-исследовательская деятельность (формирование познавательных действий, становление сознания)
Время на проведение (минут)
25 мин
Форма организации образовательной работы с детьми
Исследовательская деятельность
Программа
Парциальная программа
Цель
 развитие познавательного интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности
Образовательные задачи
Познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями; закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни
Воспитательные задачи
Развивать сенсорные навыки, зрительное восприятие, внимание, память; развивать исследовательские умения детей.
Развивающие задачи
Воспитывать культурно–гигиенические навыки, умение взаимодействовать с другими детьми, воспитывать интерес к собственным открытиям через экспериментальную деятельность.
Подготовка и ход мероприятия

Дети заходят в группу, уже переодетые в фартуки, воспитатель их встречает и заводит разговор.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Юрьевна. Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие. Давайте рассмотрим нашу одежду повнимательнее. Как вы думаете, зачем мы надели на себя фартуки и шапочки? Где они могли бы нам пригодится?

Ответы детей. (чтобы не испачкаться, на кухне, в лаборатории и т.д.)

Воспитатель: Молодцы! Ребята я предлагаю отправиться сегодня в лабораторию! А вы знаете, что такое лаборатория?

Ответы детей. (помещение, где проводят опыты, место, где трудятся ученые и т.д.)

Воспитатель: Верно. Лаборатория — это место, где проводят различные опыты, наблюдения и исследования, ставят эксперименты, что-то изобретают. А хотели бы вы на время стать учеными и побывать в лаборатории, чтобы поэкспериментировать, провести наблюдения, опыты?

Ответы детей. (да!)

Воспитатель: Тогда закрывайте свои глазки и повторяйте за мной:

1,2,3 вокруг себя повернись и в лаборатории очутись!

Воспитатель: Ну вот мы с вами и очутились в лаборатории. Давайте присядем на стульчики.

Воспитатель: Для того, чтобы узнать, с каким материалом мы будем проводить опыты, вам необходимо отгадать мою загадку:

У каждого в ванной

Есть хитрая штука

Отмоет от грязи

И тело, и руки.

Смотрите, чтоб в глаз

Оно не попало.

Защиплет тогда,

Не покажется мало!

Ответы детей. (мыло).

Воспитатель: Молодцы, угадали, это мыло. Сегодня мы поговорим о нем, потрогаем его, услышим его запах, и даже попробуем сделать мыльные пузыри из него. Мы с вами будем проводить опыты с мылом, и, возможно совершим открытие!

Прежде чем начать нашу работу, нужно ознакомиться с правилами поведения в лаборатории:

Правила поведения в лаборатории.

  1. Соблюдай тишину в лаборатории.
  2. Не толкай соседа во время работы.
  3. Не пробуй ничего на вкус.
  4. Сначала внимательно послушай, а затем выполни.

Воспитатель: Давайте вместе еще раз повторим правила (дети повторяют правила по картинкам). Теперь мы готовы приступить к работе. Давайте пройдём к первому столу.

На первом столе разложены на тарелочках куски твердого мыла разной формы и цвета, натертое мыло в контейнерах, трубочки, стаканчики с теплой водой, ложечки, салфеточки, влажные тряпочки по количеству детей.

Воспитатель: Ребята, давайте внимательно рассмотрим, что у нас находится на столе.

Ответы детей. (стаканчики, вода, тарелочки, трубочки, мыло и т.д.).

Воспитатель: Давайте повнимательнее рассмотрим мыло, которое лежит у вас на тарелочках. (дети трогают мыло)

Воспитатель: Какое мыло на ощупь?

Ответы детей. (твердое, гладкое, скользкое)

Воспитатель: Какое мыло бывает по форме?

Ответы детей. (квадратное, круглое, овальное прямоугольное и т.д.)

Воспитатель: Какое мыло бывает по цвету?

Ответы детей. (разных цветов).

Воспитатель: Какое мыло бывает по запаху?

Ответы детей. (ароматное, душистое, апельсиновое, клубничное и т.д.).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а для чего мыло нужно человеку?

Ответы детей. (чтоб руки были чистые, чтоб убивать микробы и т.д.)

Воспитатель: Верно. А теперь давайте проведем наш первый опыт! У вас на столах есть прозрачные стаканчики, в которые налита вода.

Воспитатель: Потрогайте стаканчик, какой он на ощупь? А какого цвета в нем вода?

Ответы детей. (тёплый, без цвета - чистая и прозрачная).

Воспитатель: Отлично. У вас в контейнерах есть натёртое мыло, давайте переложим его в стаканчики с водой, немного помешаем его и понаблюдаем, что же произойдет с мылом? 

Ответы детей. (оно растворяется в воде и пенится)

Воспитатель: Какая стала вода, после растворения в ней мыла?

Ответы детей. (мутная)

Воспитатель: Теперь, возьмите трубочку, опустите ее в мыльный раствор, а затем попробуйте пустить пузырь. Получается?

Ответы детей. (нет).

Воспитатель: Хорошо. Мы узнали, что мыло может быть твердым, оно пенится, но мыльные пузыри из него не получаются. Теперь вытирайте руки об влажные тряпочки и перейдем ко второму столику.

На втором столе разложены стаканчики с жидким мылом, трубочки, стаканчики с теплой водой, ложечки, салфеточки, влажные тряпочки по количеству детей, бутылка с жидким мылом.

Воспитатель: Что вы видите на этом столе?

Ответы детей. (бутылочку, мыло, жидкое мыло и т.д.).

Воспитатель: Верно ребята, это жидкое мыло. Как вы думаете почему оно называется жидким?

Ответы детей. (потому что мыло течет, может разливаться).

Воспитатель: А теперь давайте проведем второй опыт: растворим жидкое мыло в воде. Для этого мы перельем воду из одного стаканчика в другой, где у нас налито жидкое мыло. Давайте размешаем и понаблюдаем.

Воспитатель: Какого цвета стала водичка?

Ответы детей. (мутная, в ней появилась пена).

Воспитатель: А что же произошло с мылом?

Ответы детей. (оно растворилось).

Воспитатель: Теперь обмакните трубочку в раствор и попробуйте пустить из этого раствора мыльные пузыри. Получаются?

Ответы детей. (нет/да, но сразу лопаются).

Воспитатель: Мы узнали, что мыло может быть не только твердым, но и жидким. Из жидкого мыла мыльные пузыри не получаются/ получаются, но сразу лопаются.

Воспитатель: Ребята, мы немного поработали, и немножечко устали. Давайте отдохнём, сделаем физкультминутку.

 

Физкультминутка «Мыло бывает разным»

Мыло бывает

Разным – преразным:

Синим, зелёным,

Оранжевым, красным...

Но не пойму,

Отчего же всегда

Чёрной – пречерной

Бывает вода?

Чтобы дать микробам бой,

Моем руки мы с тобой.

идут по кругу, держась за руки

 

«моют» руки

 

повороты туловища в стороны, раскрыв руки

 

«волны» руками перед собой

хлопки в ладоши

потирают ладони о ладонь

 

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас к третьему столу.

На третьем столе разложены стаканчики с жидкостью для мытья посуды, баночки с глицерином, трубочки, стаканчики с теплой водой, ложечки, салфеточки, влажные тряпочки по количеству детей, бутылочка с жидкостью для мытья посуды.

Воспитатель: Послушайте загадку и скажите, о чем идет речь:

Пузырится, пенится,

Оно в народе ценится.

Посуду отмывает,

На кухне проживает.

Ответы детей. (средство для мытья посуды, мыло для посуды, фейри и т.д.)

Воспитатель: Правильно, это средство для мытья посуды или по-другому мыло для посуды.

Воспитатель: Ребята, пока у нас не получилось сделать раствор для мыльных пузырей, поэтому предлагаю вам провести эксперимент, для этого нам понадобиться одно волшебное средство под названием «глицерин». Вы знаете, что такое глицерин?

Ответы детей. (нет, да)

Воспитатель: Глицерин — это такое вещество, которое поглощает влагу, то есть, делает другое вещество более клейким, тягучим. Оно бесцветное и не имеет запаха. Нам он нужен для того, чтобы наши мыльные пузыри были крепкими.

Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите, как нужно делать раствор: в стакан с теплой водой мы добавляем мыло для посуды, добавим немного специального средства под названием «глицерин». Нам нужно добавить его совсем немного. Наш раствор для мыльных пузырей готов.

Воспитатель: Посмотрите, какой пузырь замечательный у меня получился. А вы хотите попробовать?

Дети выполняют опыт и пробуют по очереди надувать мыльные пузыри.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, какие красивые пузыри у нас получились. Давайте сделаем вывод: что оказывается из мыла для посуды и глицерина получаются волшебные мыльные пузыри.

Воспитатель: А теперь, ребята, пришло время возвращаться в детский сад. Снимайте специальную защитную одежду. Теперь давайте закроем глаза и повторим вместе:

1,2,3, повернись, в детском саду снова очутись!

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики.

Рефлексия:

Воспитатель: Расскажите, где мы побывали сегодня?

Ответы детей. (в лаборатории).

Воспитатель: А с чем мы сегодня экспериментировали?

Ответы детей. (с мылом)

Воспитатель: Какое бывает мыло?

Ответы детей. (жидкое, твердое, большое, маленькое, разного цвета, разной формы, с запахом).

Воспитатель: Для чего нужно мыло?

Ответы детей. (для уничтожения микробов).

Воспитатель: Кто запомнил из какого мыла можно сделать раствор для мыльных пузырей? И что в него нужно добавить?

Ответы детей. (жидкость для посуды, мыло для посуды, глицерин).

Воспитатель: Молодцы ребята! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Но, к сожалению, пришла пора прощаться. А чтобы вам не было грустно, примите от меня маленькие подарочки - мыльные пузыри.