Ф.И.О. автора Ющенко Маргарита Викторовна
Место работы МКДОУ Детский сад «Золотой петушок» №164, г.Новосибирск ул. Урицкого 35а
Должность учитель-логопед , первая квалификационная категория
контактный телефон +79529286611,
e-mail: sultanova_07@mail.ru
Пособие для развития фонематического слуха «Домик Звуковичков» для речевого уголка логопедической группы.
Актуальность создания этого пособия в группе послужило , то что успешная речевая деятельность в значительной мере обусловлена развитым фонематическим слухом, оказывающим влияние на становление других видов психической активности ребёнка, таких как перцептивная, когнитивная, регулятивная деятельность. У большинства детей ТНР уже в дошкольном возрасте возникают трудности со звуковым анализом и синтезом, что в последствии сказывается на овладении такими детьми грамотой и в более позднем возрасте выявляются проблемы в овладении письменной речью.
Пособие представлено в виде огромного дома-панно размещённого на стене группы, в зоне речевого уголка. Все звуки представлены в виде гномов «Звуковичков» , у каждого гнома непарного звука есть свое окошко, гномы парных звуков в окошках стоят парами. Все гномы имеют свою цветовую зону, гласные живут на красной крыше, твердые звуки на синем фоне дома, мягкие звуки на зеленом фоне дома и гномы парных звуков занимают большую часть дома синего цвета. Каждый гном имеет дополнительные обозначения: цвет костюма , колокольчик , символ звука- букву. Всего на панно 42 гнома, 6 гласных, 36 согласных, соответствующего цвета. Гномы гласных звуков показывают артикуляцию звука, что детям помогает ориентироваться в дифференциации звуков. Согласно цветовой символике и дополнительным обозначениям дети учатся определять основные характеристики и различия произносимых звуков.
Целью создания пособия для развития фонематического слуха «Домик звуковичков», является формирование речевых навыков и фонематического слуха у детей с ТНР. Только при опережающем формировании фонематического восприятия, возможно исправление звукопроизношения у детей с ТНР. Особую роль и большое внимание развитию фонематического слуха отводится в логопедической работе. При целенаправленной и систематической работе на пути к формированию фонематического восприятия наблюдается положительная динамика.
При создании пособия были поставлены задачи , через специально подобранные речевые игры и упражнения, с помощью пособия «Домик звуковичков» скорректировать имеющиеся у детей трудности фонематического восприятия. В работе с детьми дошкольного возраста актуальны и востребованы речевые игры и игровые упражнения. Игры которые педагоги группы и учитель-логопед логопедической группы подбирает для коррекционного часа и фронтальных занятий с группой, должны быть интересны детям, одновременно актуальные и современные. Очень важно в процессе занятия заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлечение их к овладению новым знанием, чтоб сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Игра позволяет сделать более доступным сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Использование пособия «Домик Звуковичков» и одновременно логопедических игр с целью развития фонематического слуха дает возможность развивать у детей направленность на звуковую сторону речи. В процессе речевых игр и упражнений дети вслушаются в звучание слов, узнают и выделяют отдельные звуки, а также звуки близкие или оппозиционные по звучанию и произнесению. Пособие «Домик звуковичков» является помощником на занятиях , дети на начальных этапах знакомства с домиком овладевают новыми знаниями о звуках таких как :
- Артикуляция звуков (положение губ, языка, зубов)
- Акустические признаки звуков (воздушная струя, преграда для звука, звонкость и глухость)
- Обозначение цветовыми символами (красный -гласный, синий- согласный твердый и зеленый -согласный мягкий)
- Обозначение символами глухости и звонкости (колокольчик-звонкий звук, колокольчик перечеркнут -звук глухой)
- Парные звуки
- Соотнесение звука с буквой
Примеры игр на развитие фонематического слуха взяты из различных источников и методических пособий.
Игра «ЗВУКОВАЯ ОДЕЖДА СЛОВА»
Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, тоже состоят из звуков. Звуком слово начинается, звуком заканчивается. В середине слова тоже звуки. Символ звука, его портрет, называется буквой. Буквы услышать невозможно. Буквы можно писать и читать. У каждого звука своя буква. Некоторые звуки очень богаты: у них несколько портретов-букв. Есть буквы-загадки: портрет один, а звук совсем другой. Чтобы во всем разобраться, научись сначала слушать и слышать звук.
Игра «Кто больше?»
Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры-соревнования. Воспитатель дает задание найти слова на опреденный звук , показывая определенного гнома в «Домике Звуковичков». Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
Игра «Внимательный слушатель» (или «Где звук?»)
Цели: развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
Игра «Нужное слово»
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.
Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова. Дают характеристику звукам, опираясь на пособие «Домик Звуковичков».
Завершая публикацию скажу ,что созданное пособие «Домик Звуковичков» расположено в логопедической группе уже 9 месяцев , за это время оно зарекомендовало себя только с положительной стороны и является хорошим помощником для оптимизации усвоения детьми звуковой культуры речи. Исходя из этого делаю выводы, что:
- пособие помогает развивать положительную эмоциональную связь воспитателей с детьми.
- использование «Домика Звуковичков» является хорошим подспорьем в развитии фонематического восприятия и воображения у детей с ТНР.
- панно использует возможность игры для развития детей и включение их в образовательный процесс, в соответствии с ФГОС , где образовательном процессе игра является ведущим видом деятельности, у детей дошкольного возраста.
Строя логопедическую работу с опорой на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедическое занятие обеспечивает выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений.
Список литературы:
1. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми.
2. Хватцев М. Е. Основы логопедии.
3. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников.