Конспект занятия в дошкольном учреждении
«Поможем девочке Энни»
Авторы
Калинина Александра Альбертовна
Возрастная группа
старшего возраста
Образовательные области ФГОС
  • Познавательное развитие ( Ознакомление с миром природы )
Содержание образовательных областей
Социализация (развитие социального и эмоционального интеллекта)
Время на проведение (минут)
25 минут
Форма организации образовательной работы с детьми
Иное
Программа
От рождения до школы
Парциальная программа
Цель
Развитие чувства любви к Родине, родному краю.
Образовательные задачи
Расширять знания детей о природе родного края, коренном населении Ханты-Мансийского Автономного округа – Югра.
Воспитательные задачи
Воспитывать навыки общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
Развивающие задачи
Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Подготовка и ход мероприятия

 

 

 

 

Ход мероприятия

Дети под звон колокольчика входят в группу.

Воспитатель: Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

Дети садятся на стульчики. На экране карта Ханты – Мансийского автономного округа.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзы у дороги,

По которым мы идём.

Что мы родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём!

Воспитатель: Ребята посмотрите, пожалуйста,  на экран. Что вы видите?

Дети: Карта  Ханты-Мансийского автономного  округа.

Воспитатель: А как ещё называют наш край?

Дети: Югра, Югорский край.

Воспитатель:Ребята, а чем богат наш край? (ответы детей). Совершенно верно, наш край богат нефтью, газом, пушниной, рыбным  промыслом, древесиной.  А главное богатство - люди. Как называются коренные жители Югорского края?

Дети: ханты и манси

Воспитатель:  Если ханты и манси ведут таежный образ жизни, подумайте и скажите, где живут ханты и манси?

Дети: Далеко в тайге

         Раздаётся стук в дверь. Почтальон вручает письмо.

Воспитатель:- Ребята, к нам сегодня  обращается Хантыйская девочка Энни. «Здравствуйте, дорогие ребята группы «Сказка». У меня потерялся друг, мой маленький оленёнок. Я уже сбилась с ног, но найти его нигде не могу. Прошу у вас помощи. Ведь он совсем маленький, один в лесу он пропадёт. И если вы решите отправиться на поиски, то должна вас предупредить, что путь будет долгим. Поэтому что бы вам не было скучно я приготовила для вас задания»

Воспитатель: Что будем делать?

Дети: Отправимся на поиски.

Воспитатель: Приглашаю вас на поиски оленёнка по нашему краю через тайгу в гости к хантыйской девочке Энни.

 Ребята, а на чем мы можем отправиться в путь?

Дети: на машине, (по лесу мы не проедем на машине), на самолёте (мы можем не увидеть оленёнка с высоты), на поезде (мы не найдём оленёнка потому что у поезда слишком большая скорость и он не сможет остановиться в случае, если мы заметим в окно оленёнка)

Воспитатель: Итак, отправляемся на поиски пешком. 

Встаём в колонну  за ведущим. Вы готовы? Отправляемся в путь!

Здравствуй, лес,

Дремучий лес!

Полон сказок и чудес!

Все открой, не утаи.

Ты же видишь, мы – свои!

Воспитатель: Надо нам сделать остановку и немного отдохнуть. Первая остановка «Лесная»  Садитесь на стульчики, а пока отдыхаем давайте поиграем в игру «Найди лишнюю картинку»  (деревья), но для этого нам нужно разделиться на две команды.

Как мы можем это сделать? (ответы детей)

Воспитатель: Отдохнули пошли дальше.

А сколько тут звериных тропок

Побродим по тайге с тобой!

И поглядим, кто в дуплах, норах,

Кто гнезда на вершинах вьет,

- И мы с вами добрались до следующей остановки «Загадкино»

Очень много диких животных в наших лесах. Я предлагаю вам отгадать загадки. Отгадав загадки, мы вспомним, кто они.

1) Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под снежный вой спит в избушке снеговой (медведь)

2) Важно я хожу по бору, Съесть могу и мухоморы.

Не боюсь в лесу врага — Есть копыта и рога! (лось)

3)На овчарку он похож: Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (волк)

4) Бьет копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок.

Знают все, кому не лень, это - северный … (олень)

5) Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок (белка)

6) Работящие зверьки строят дом среди реки. Если в гости кто придет, знайте, что из речки вход (бобры)

7) Длинный хвостище, а сама – хитрющая (лиса)

8) Словно елка весь в иголках (еж)

9) Трусоват лесной красавец. Догадались это …. (заяц)

Воспитатель: Видите сколько много диких животных обитает в тайге? Оленёнку угрожает опасность. Нам нужно поспешить. Пошли дальше.

«В лес сегодня мы пошли

Шишки там, в лесу нашли.

Наклонялись, собирали

Ни одной не растеряли».

Младший воспитатель незаметно прячет под ёлкой оленёнка.

Воспитатель: Ребята посмотрите кто это под ёлочкой сидит? (ответы детей). Ну что ж мы нашли друга Энни, пойдёмте дальше.

         Включается аудиозапись мелодии «Северное сияние». На полу стоит макет чума и рядом кукла хантыйка Энни.

Воспитатель: Ребята слышите звуки магической мелодии? Что бы это могло быть? (ответы детей)

Воспитатель: Вот мы и добрались до стойбища хантов. Давайте отдадим Энни её друга. Энни вас благодарит, и она подготовила для вас ещё одно задание. На столе лежат конверты, а в конвертах разрезные картинки.  Но для того, чтобы собрать картинки, вам нужно разделиться на пары. Энни приготовила шкатулку с ленточками, вам нужно достать из шкатулки по одной ленточке и найти себе пару с ленточкой такого же цвета.

         Дети делятся на пары, собирают картинки и объясняют, что на них изображено.

1 картинка. Стойбище.

Воспитатель: - Как называются поселения хантов? (Ответы детей)

Воспитатель: Поселение хантов называется стойбище.

2 картинка. Чум

Воспитатель:Кто-нибудь знает, как называется дом хантов и манси?

Дети: - Чум.

3 картинка  Малица

Воспитатель: - Ребята, что у вас получилось на картинке? (Малица)

Воспитатель: - Правильно!Местные жители носят теплую одежду из меха, шкуры оленей -  малицу.

4 картинка. Унты

Дети:на ноги обувают унты. Они очень тёплые.

Воспитатель: Почему ханты и манси шьют такие тёплые костюмы и обувь?                                                                                                                      Дети:- Потому, что зимой у нас очень  холодно, ведь мы живём на Севере.

5 картинка Нарты

Воспитатель: - А что вы знаете о нартах, ребята (Ответы детей)

Воспитатель: - Нарты – это большие сани, на которых ездят ханты и манси. 

6 картинка Олени

Воспитатель: Ребята, а почему здесь изображены олени?

Дети: Потому что ханты и манси занимаются оленеводством.

7 картинка Берёза

Воспитатель: Ребята Энни говорит, что укоренных жителей есть древний обычай – завязывать яркие ленточки на берёзу, так, как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь, добро, чистоту души. Давайте мы с вами тоже завяжем ленточки и загадаем желание. Энни говорит, что ваши желания обязательно сбудутся.

Молодцы. Энни с оленёнком благодарят вас за помощь. Вы очень хорошие и добрые дети.

Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в группу.

Мы гуляли с  тобой

Мы бродили с тобой

Но пришла нам пора

Возвращаться домой

Итог. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята вот мы и вернулись домой. Посмотрите на парте лежат листья разного цвета. Если  вы со всеми заданиями справились без труда, то возьмите зелёные листики, если вам было немного затруднительно, но вы справились, то возьмите жёлтые листья, ну а если задания были слишком сложными для вас, то возьмите красные листья.

        Давайте вашими листиками украсим нашу волшебную берёзу.

        Вы все молодцы, мне было интересно и весело с вами путешествовать.

До свиданья! До новых встреч!