Ход:
Воспитатель: Хочу вам рассказать одну историю.
Однажды карандаш написал гласные буквы на листе бумаги. Назовите какие буквы он написал? (А, У, О, И)
Он хотел их подружить с новой буквой, но вдруг сломался. Пока он искал свою подругу точилку, подул ветерок и листочек упал на пол. Этот листочек утащили…узнаете если отгадаете загадку:
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.
Точилка поточила карандаш, и он отправился на поиски. Нашёл кусочек листочка возле мышиной норки и крикнул: Эй, вы, мыши из норы! Отдайте мои буквы. А мыши молчат и не выходят.
Воспитатель: Ребята поможем карандашу?
- Как же нам выманить мышек? (Дать им сыр)
Мышек спрятать под тарелочки – это норки, а сыр положить на тарелку.
Воспитатель: - Посмотрите мышки не выходят…И тут карандаш увидел, что под кроватью сидят…как вы думаете кто? Кого боятся мыши?
Посмотрите сколько слов мы с вами нашли, слушая историю и помогая карандашу: Мышь, сыр, коты (голосом выделить звук [Ы])
- Какой одинаковый звук есть в этих словах?
- Произнесите этот звук тихо, громко, протяжно, отрывисто.
-Какой это звук? Почему? Найдите его на схеме.
Игра «Большой Ух»
– Сейчас, я буду брать кусочки сыра и называть слова, которые в нем спрятались, если в этих словах есть звук ы, то хлопните в ладоши, а если нет – ничего не делайте: рыбка, шар, крыша, лиса, мышка, дом, дым, ком, кот, усы, мох, бык, весы, дубы, кит, дыни, бок, тыква, крыса.
Воспитатель: сейчас разложим этот сыр мышкам по тарелочкам (3 тарелки)
Игра «Найди место звука»
Выяснить с детьми, что слов на звук Ы нету и одна тарелочка осталась пустой.
Дадим клубочек котам поиграть, чтоб они забыли про мышек.
Игра «Рифмы» (назови домашнее животное или птицу в рифму)
Катить клубок по очереди каждому ребенку и называть животное (птицу) в рифму
ТЫ – ТЫ – ТЫ - разноцветные коты
ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ - колокольчик у козы
ОВЫ – ОВЫ – ОВЫ - рогатые коровы
АНЫ – АНЫ – АНЫ - на горе стоят бараны
ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - упрямые овцы.
Воспитатель: Ну и, наконец, чтоб наши коты не съели мышек что нужно сделать?
Правильно накормить, тогда коты будут сытые и уйдут спать, а мышки выйдут из норок.
Игра «Магазин»
Объяснить детям, что звук Ы помогает нам делать много предметов. Сложить в корзинку только те продукты, в названии которых есть звук Ы. (я купил(а): огурцы, помидоры, перцы, груши, баклажаны, батоны, макароны, конфеты, бананы, апельсины, ананасы, много капусты…и т.д.)
Воспитатель: - мышки увидели, что коты ушли спать и вынесли из норки листок с буквами, но листок помялся и буквы сломались.
Игра «Отремонтируй буквы»
Дети выполняют задание на доске маркером.
Знакомство с буквой
- А кто знает, какой буквой обозначается звук [ы]? (Буквой ы.)
Звук [ы] обозначается буквой «Ы» (картинка)
Выложим букву «Ы» из пальцев:
Указательный с большим
Мы в «кольцо» соединим,
Остальные пальцы прямо
Вверх направятся упрямо.
Правую ладонь ребром
Направим также вверх, увы!
Но как же здорово, друзья,
Сейчас прочтём мы букву «Ы».
На что она похожа? (предположения детей)
- А теперь послушайте, стихи о букве, а потом скажите, на что похожа буква. (Мультимедиа)
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква «Ы»-
Все мы знать её должны.
А бедняжка буква «Ы»
Бродит с палочкой, увы.
Карандаш нам написал букву Ы в середине листа. Давайте её подружим с другими буквами и прочитаем что получилось.
А И
О Ы Э
У
Итог занятия
- С каким звуком познакомились?
- Как называется буква?
- Какой это звук? (гласный)
- А есть ли слова на букву ы? (нет)
- Придумайте слова со звуком [ы].
Мышонок дарит детям тетрадь с различными заданиями на звук Ы и просит слепить или выложить из любого материала букву Ы.