Конспект занятия в дошкольном учреждении
Звук и буква Ы
Авторы
Аткина Нина Николаевна
Возрастная группа
старшего возраста
Образовательные области ФГОС
  • Речевое развитие ( Развитие речи )
Содержание образовательных областей
Речь (владение речью как средством общения и культуры)
Время на проведение (минут)
25
Форма организации образовательной работы с детьми
Занятие
Программа
Детство
Парциальная программа
Обучение грамоте детей дошкольного возраста
Цель
Познакомить детей со звуком [Ы] и буквой Ы, повторить все изученные гласные.
Образовательные задачи
- учить правильно произносить звук [Ы], выделять его в середине и в конце слов; - познакомить с буквой Ы;
Воспитательные задачи
- воспитание ответственного отношения к учёбе.
Развивающие задачи
- упражнять в образовании множественного числа существительных; - развивать фонематический слух, внимание, память;
Подготовка и ход мероприятия

Ход:

Воспитатель: Хочу вам рассказать одну историю.

Однажды карандаш написал гласные буквы на листе бумаги. Назовите какие буквы он написал? (А, У, О, И)

Он хотел их подружить с новой буквой, но вдруг сломался. Пока он искал свою подругу точилку, подул ветерок и листочек упал на пол. Этот листочек утащили…узнаете если отгадаете загадку:

Маленький рост,

Длинный хвост,

Серенькая шубка,

Остренькие зубки.

Точилка поточила карандаш, и он отправился на поиски. Нашёл кусочек листочка возле мышиной норки и крикнул: Эй, вы, мыши из норы! Отдайте мои буквы. А мыши молчат и не выходят.

Воспитатель: Ребята поможем карандашу?

- Как же нам выманить мышек? (Дать им сыр)

Мышек спрятать под тарелочки – это норки, а сыр положить на тарелку.

Воспитатель: - Посмотрите мышки не выходят…И тут карандаш увидел, что под кроватью сидят…как вы думаете кто? Кого боятся мыши?

Посмотрите сколько слов мы с вами нашли, слушая историю и помогая карандашу: Мышь, сыр, коты (голосом выделить звук [Ы])

- Какой одинаковый звук есть в этих словах?

- Произнесите этот звук тихо, громко, протяжно, отрывисто.

-Какой это звук? Почему? Найдите его на схеме.

Игра «Большой Ух»

– Сейчас, я буду брать кусочки сыра и называть слова, которые в нем спрятались, если в этих словах есть звук ы, то хлопните в ладоши, а если нет – ничего не делайте: рыбка, шар, крыша, лиса, мышка, дом, дым, ком, кот, усы, мох, бык, весы, дубы, кит, дыни, бок, тыква, крыса.

Воспитатель: сейчас разложим этот сыр мышкам по тарелочкам (3 тарелки)

Игра «Найди место звука»

 Выяснить с детьми, что слов на звук Ы нету и одна тарелочка осталась пустой.

 

Дадим клубочек котам поиграть, чтоб они забыли про мышек.

Игра «Рифмы» (назови домашнее животное или птицу в рифму)

 

 

 

 

 

 

 

 

Катить клубок по очереди каждому ребенку и называть животное (птицу) в рифму

ТЫ – ТЫ – ТЫ - разноцветные коты
ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ - колокольчик у козы
ОВЫ – ОВЫ – ОВЫ - рогатые коровы
АНЫ – АНЫ – АНЫ - на горе стоят бараны
ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - упрямые овцы.

 

Воспитатель: Ну и, наконец, чтоб наши коты не съели мышек что нужно сделать?

Правильно накормить, тогда коты будут сытые и уйдут спать, а мышки выйдут из норок.

Игра «Магазин»

 

Объяснить детям, что звук Ы помогает нам делать много предметов. Сложить в корзинку только те продукты, в названии которых есть звук Ы. (я купил(а): огурцы, помидоры, перцы, груши, баклажаны, батоны, макароны, конфеты, бананы, апельсины, ананасы, много капусты…и т.д.)

Воспитатель: - мышки увидели, что коты ушли спать и вынесли из норки листок с буквами, но листок помялся и буквы сломались.

Игра «Отремонтируй буквы»

Дети выполняют задание на доске маркером.

Знакомство с буквой

- А кто знает, какой буквой обозначается звук [ы]? (Буквой ы.)

Звук [ы] обозначается буквой «Ы» (картинка)

Выложим букву «Ы» из пальцев:

Указательный с большим

Мы в «кольцо» соединим,

Остальные пальцы прямо

Вверх направятся упрямо.

Правую ладонь ребром

Направим также вверх, увы!

Но как же здорово, друзья,

Сейчас прочтём мы букву «Ы».

 

На что она похожа? (предположения детей)

- А теперь послушайте, стихи о букве, а потом скажите, на что похожа буква. (Мультимедиа)

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква «Ы»-

Все мы знать её должны.

 

А бедняжка буква «Ы»

Бродит с палочкой, увы.

 

Карандаш нам написал букву Ы в середине листа. Давайте её подружим с другими буквами и прочитаем что получилось.

 А                                             И

 

О                      Ы                     Э   

 

 

У

 

 Итог занятия

- С каким звуком познакомились?

- Как называется буква?

- Какой это звук? (гласный)

- А есть ли слова на букву ы? (нет)

- Придумайте слова со звуком  [ы].

Мышонок дарит детям тетрадь с различными заданиями на звук Ы и просит слепить или выложить из любого материала букву Ы.