Конспект специального занятия
Формирование временных представлений (понятия «вчера — сегодня — завтра», последовательность действий, обозначения «сначала — потом — после», ориентировка во времени суток)
Авторы
Павлова Елена Геннадьевна
Возрастная группа
среднего возраста
Вид специального занятия
Иное
Время на проведение (минут)
25-30 минут
Специальная программа
Иное
Цель
Сформировать у ребёнка начальные представления о последовательности событий и о понятиях «вчера — сегодня — завтра», «утро — день — вечер — ночь», «сначала — потом — после».
Образовательные задачи
Воспитательные задачи
Развивающие задачи
Подготовка и ход мероприятия

Оборудование:

  • Набор картинок с ситуациями дня (просыпается/завтракает/играет/спит и т.п.), 8–12 шт.
  • Три больших карточки с надписями/картинками «Вчера», «Сегодня», «Завтра».
  • Карточки с изображением «Утро», «День», «Вечер», «Ночь».
  • Наглядные карточки-последовательности (например: умывается → завтракает → одевается).
  • Большие стрелки/демонстрационные часы с подвижными стрелками (простейшие).
  • Песочные часы на 30–60 секунд или секундомер.
  • Плюшевый герой (петрушка/медвежонок) для диалогов.
  • Магнитная/липкая доска или фетровая доска для размещения карточек.
  • Наклейки/звёздочки для поощрения.

Ход занятия (время 20–30 минут; можно делить на короткие блоки по 5–7 минут)

  1. Организационный этап (2–3 минуты)
  • Дефектолог: «Здравствуй, Лера! Я очень рада тебя видеть. Посмотри, кто пришёл к нам в гости» (показывает Чебурашку). «Как зовут героя? Давай поздороваемся: «Привет, Чебурашка!»»
  • Короткий вопрос для проверки внимания: «Сегодня какое число? Какая сейчас часть дня?
  1. Основной этап
    Дефектолог : «Наш Чебурашка очень интересно проводит время: вчера он играл с машинкой, сегодня он гулял в парке, а завтра он пойдёт в гости. Давай поможем Чебурашке расставить карточки: что было вчера, что сегодня, что будет завтра?»

А ещё вчера Чебурашка не только играл с машинкой, ещё делал зарядку и ел суп. Подскажи. Когда это было? В какое время суток делала зарядку, ел суп, играл с машинкой?

Подсказки дефектолога:

«Посмотри на картинку: здесь Чебурашка ест суп, когда это было — утром, в обед или вечером?

Если ребёнок ошибается: «Хорошая догадка. Скажи сам: у тебя был уже суп утром или ты будешь его ещё есть?

 Практический блок — последовательность действий, «сначала — потом — после»

  • Дефектолог: «А теперь давай соберём последовательность — как начинается утро. Я покажу карточки: проснулся, умылся, позавтракал, оделся. Как правильно расставить их, чтобы получилось утро?»
  • Демонстрация: разложить карточки в беспорядке, попросить ребёнка переставить в нужный порядок.
  • Вопросы дефектолога:

«Что будет сначала? (ожидаемый ответ: проснулся). А что будет потом?»

По ходу, просим ребёнка объяснить одно-два шага: «Почему сначала мы умываемся?»

  • Игра «Исполни последовательно»:

Используем песочные часы на 30–60 с: «Сначала мы поможем Чебурашке умыться — я переверну песочные часы, а ты покажешь действие. Потом — позавтракаем.» Физические действия в мини‑формате (Лера подражает движениям).

  • Подсказки и поддержка: дефектолог мягко моделирует фразы: «Сначала мы умываемся, потом чистим зубы, после этого завтракаем.»

 Игровой блок — временные промежутки и ориентировка в частях дня

  • Дефектолог: «Давай поиграем в игру «Когда это происходит?» Я показываю картинку, ты говоришь: утро, день, вечер или ночь.»
  • Используем карточки «утро,день,вечер,ночь» и сортируем.
  • Усложнение: «А что мы делаем вечером прежде, чем спать? (например, читаем сказку).»
  • Игра «Что раньше, что позже?»:

Дефектолог показывает две картинки (например: «завтрак» и «ужин») и спрашивает: «Что раньше?» — ребёнок отвечает. Если затрудняется, вариант с подсказкой: «Посмотри на солнце — если солнышко высоко — это день, если темно — ночь.»

  • Работа с часами:

Дефектолог: «Посмотри на часы. Если стрелки так (показывает 7:00), это утро — когда мы обычно завтракаем.» Попросить ребёнка передвинуть стрелки на время завтрака/обеда/вечера. Держать задания простыми (четыре ориентира: 7:00, 12:00, 18:00, 21:00).

  • Подсказки дефектолога:

«Если у тебя ещё темно — это ночь. Когда встаёт солнышко — это утро.»

  1. Физминутка
  • Короткая подвижная пауза с речевыми маркерами времени:

Дефектолог ведёт: «Сначала потянемся вверх — раз! (потянуться). Потом присели — два! (присесть). Потом помашем руками — три! (махать). А теперь как вечером — тихо и медленно сядем на место.»

  1. Закрепляющий этап — итоговое задание и рефлексия
  • Практическое задание: «Собери одну свою последовательность: что ты делаешь перед тем, как пойти в садик? Давай покажешь карточками.»
  • Дефектолог: «Расскажи мне коротко: сначала ты..., потом..., а потом...» (при необходимости помогать фразой‑подсказкой).
  • Поощрение: наклейка/звёздочка за старание.
  • Подведение итогов:

Дефектолог: «Сегодня мы с тобой научились говорить, что было вчера, что сегодня и что будет завтра. Ты очень молодец! Покажи мне большой лишний палец, если тебе понравилось заниматься.»

Краткая обратная связь родителю (если присутствует) — устно: какие успехи, что надо повторять дома.

 

Используемые материалы